Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков р. Сии (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму новит имя - Свято-Троицкий монастырь.
В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьми и рыбными ловлями, в 1545 – судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского («Служба чудотворцу Антонию»).
В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек: к концу 16 века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-ой половине 17 века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах 17 века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами – в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в 18 веке).
Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси (с 1619). В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т.д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583, панагия 1608 (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета – драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И.М. Милославскому – серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря – игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры – Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьями тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы – соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий. С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп. В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома. Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви, при настоятеле игумене Трифоне (1992). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).
В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окресности Кожезерского (1997) и Красногорского (1998) монастырей. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников. Ежегодно обитель посещают до 5 тыс. российских и зарубежных паломников
Взято здесь: http://siya.aonb.ru/
|
|
Опубликовано: 19.10.07 11:36 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Вид на Храм-колокольню Трех Святителей Московских Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря Фото Евгения Засухина Взято здесь: http://www.photoline.ru/photo/1193941862
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 02:35 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Так выглядел монастырь в 1951 г.
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 13:41 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
И еще одно фото из домашнего архива
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 13:42 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
А так монастырь выглядит сейчас
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 15:03 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
И еще одно фото. Красота неописуемая!
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 15:05 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Красота на все времена
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 05.11.07 15:43 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Библиотека Антониево-Сийского монастыря
Самым большим собранием рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители обладал Антониево-Сийский монастырь. Библиотека монастыря формировалась на протяжении нескольких столетий.
Библиотека имела специальное помещение - книгохранительную палату "Оная палата есть каменная, у ней двери железные", - говорится в монастырской описи XVIII века. За сохранность библиотеки, а также книг, которые находились в церквях и ризнице, несло материальную ответственность определенное лицо - книгохранитель. В приходных записях монастыря за 1641 год имеется такая запись: "И всего на книгохранители на черном попе Тимофее за церковные книги, что у нево против приходу в отдачех не объявилось, по цене денег 27 рублев 26 алтын 4 деньги". История библиотеки
Начало создания библиотеки историки относят к моменту зарождения Антониево-Сийского монастыря, к тем дням, когда обитель возглавлял ее основатель - преподобный Антоний Сийский. Он игуменствовал с 1520 по 1556 годы и к моменту его кончины в библиотеке было 66 рукописных книг, среди которых находилось и знаменитое Евангелие-апракос, о чем свидетельствует владельческая запись.
К концу XVI века (опись 1597 г.), несмотря на пожар 1593 года, в библиотеке значилось 168 рукописей и 13 печатных книг, из которых 32 рукописи и четыре печатные книги "ново прибыло перед старыми", вероятно, после пожара. Известна также опись шести книг (они сгорели во время пожара), которые поступили в качестве вклада от игумена Питирима.
За весь XVII век библиотека монастыря увеличилась в четыре раза и, несмотря на пожар 1658 года, она в 1692 году состояла из 359 рукописных и 333 печатных книг. По описи 1701 года собрание рукописей увеличилось до 387 единиц, а печатных книг стало 364. Через столетие, в 1790 году, в монастыре насчитывалось уже 379 печатных и 561 рукописная книга, т. е. всего 940 книг, из них непосредственно в библиотеке монастыря находилось 535 рукописей и 255 печатных книг, остальные книги и рукописи хранились в ризничной палатке и в церквях. Таким образом, за два столетия количество рукописей в монастыре почти утроилось, количество печатных книг за первое столетие, т. е. за XVII век, увеличилось на 320 единиц, а за весь XVIII век - всего на 46 книг. Эти сравнительные данные по векам показывают, что рукописную книгу в монастыре ценили, прежде всего, как памятник письменности, имеющий общекультурное значение, и постоянно собирали. Что касается печатной книги, то репертуар ее в монастыре был ограничен, главным образом, богослужебными целями, поэтому уже с конца XVII века она приобрела утилитарное значение и пополнялась по мере надобности. Известно, что в 1791 году из Сийского монастыря четыре редкие рукописи были отправлены в Синод.
Сейчас мы можем судить о репертуаре книг библиотеки на основании записей, сделанных в монастырских описях. В состав библиотеки входили: библейские книги; богослужебные книги; творения отцов и учителей церкви; сборники определенного состава и сборники изречений; катехизис; житийная литература; памятники церковного права; слова, поучения, послания; памятники церковной полемики; сборники смешанного состава; памятники истории; космография, география, путешествия; арифметика; лечебники; языкознание; искусство. Из этого перечня явствует, что круг чтения в монастыре был достаточно широк, хотя, возможно, и не охватывал всех жанров древнерусской письменности.
Постоянными источниками комплектования Антониево-Сийской библиотеки были вклады, поступления книг в составе вымороженного имущества, переписка, т. е. снятие копий, и покупка книг, причем если списывание рукописей носило более или менее регулярный характер, то все остальные виды комплектования были случайными как по количеству книг, так и по их содержанию.
Среди именитых вкладчиков того времени - царь Иван Грозный и сын его Иоанн. На книге Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского писца Ионы Гнильевского есть запись о вкладе рукописи Иваном Грозным в 1578 году. В том же году по просьбе игумена Питирима и новгородского архимандрита Александра, ученика Антония, царевичем Иоанном было написано Житие Антония Сийского. В своем послесловии он называет "первым писателем" Жития Антония монаха Филофея, рассказы которого, по словам царевича, использовал Иона - автор первой редакции Жития. В.О. Ключевский считает указание царевича Ивана на Филофея как первого автора Жития Антония заслуживающим внимания.
В 1632 году Андрей Иванович Голубовский Антониево-Сийскому монастырю подарил Евангелие 1627 года в серебряном окладе, украшенное гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями. Об этом свидетельствует надпись на окладе. В настоящее время книга хранится в собрании Архангельского областного краеведческого музея.
Помимо упомянутых лиц в истории Сийского монастыря в конце XVII века и в расширении его книжного собрания существенную роль сыграл старец Паисий, монастырский келарь, с 1676 года казначей патриарха Адриана. Став патриаршим казначеем, Паисий делал богатые вклады в монастырь, в частности книгами, которые составляют лучшую часть монастырской библиотеки (Патерик Печерский, Киев, 1661).
В 1692 году дворянин Семен Тимофеевич Римарев положил "в вечное поминовение боярина Ивана Михайловича Милославского" Евангелие 1681 года в окладе, выполненное в новой для своего времени технике наложения эмали по чеканному рельефу и живописи по эмали.
Кроме вкладов, монастырь покупал рукописные и печатные книги. В 1674-1675 гг. казначей Паисий купил Служебник рукописный в переплете за 10 алтын; Житие Саввы Сербского в полдесть - за 24 алтына и 3 печатные книги московской печати: Часослов за 2 рубля, Часословец за 13 алтын, Требник за 1 рубль. "И те все покупные книги... были отданы книгохранителю иеродиякону Варфоломею в книжную казну".
В 70-х годах XVII века в Антониево-Сийском монастыре была сделана попытка организации типографии и изданы две книги: Святцы или Месяцеслов и Выписка из Октоиха.
Поступавшие в библиотеку монастыря книги записывались во вкладных или приходно-расходных книгах. Но, как и в других монастырях, учет книг в Антониево-Сийском монастыре осуществлялся с помощью инвентарных описей, которые составлялись книгохранителями при передаче библиотеки из ведения одного лица в ведение другого, после стихийных бедствии или при смене властей, когда производилась перепись всего монастырского имущества. В Антониево-Сийском монастыре, как уже упоминалось выше, сохранилось несколько описей разного времени на протяжении XVI-XVIII вв. (кстати, по внешнему оформлению опись конца XVIII в. уже напоминает современные инвентари: ее листы прошнурованы, а подписи скреплены сургучом). Они составлены в традиционной манере, характерной для монастырских библиотек того времени, и представляют собой составную часть общей переписи монастырского имущества. Но, несмотря на архаичность подобных описей, еще Н.К. Никольский и В.Н. Перетц отмечали их большое значение для изучения истории древнерусской книжности и библиотечного дела.
Остановимся еще на одной стороне библиотечной жизни монастыря - использовании книги. Несомненно, что все живущие в монастыре являлись читателями монастырской библиотеки. В какой степени использовались книги, и какие именно в большей степени, сказать вряд ли будет возможно. Но то, что книга не лежала мертвым грузом, причем книга историческая, подтверждают в известной степени, например, выдержки из письма архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия в Сийский монастырь. Он пишет, что присланная к нему книга - Хронограф "небрежением у вас чтущим облита по многим листам салом", а Степенная книга "от чтящих небрегомо, в переплете измята, и от келейной теплоты доски у тоя книги наметало".
В 1903 году весь архив монастыря - около 17 тысяч документов и рукописных книг - был передан в Архангельское древлехранилище. В настоящее время библиотека и архив монастыря оказались рассредоточены в разных хранилищах страны. На сегодняшний день ее фондодержателями являются: Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Центральный государственный архив древних актов, Государственный исторический музей, Государственный архив Архангельской области, Архангельский областной краеведческий музей, Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и др.
Рукописная школа Антониево-Сийского монастыря
Точных данных о начале книгописания в монастыре не сохранилось. Возможно, что начало переписки книг относится ко времени создания первой библиотеки и ее основателя игумена Антония, с именем которого связывается начало иконописной школы в монастыре. Традиции иконописной школы, созданной Антонием, четко прослеживаются в монастырской книжной рукописной традиции.
Создание и переписка книг в самом монастыре были постоянным источником пополнения библиотеки. Записи в приходно-расходных книгах свидетельствуют о наличии при монастыре значительной по размерам книжной мастерской. Для этой мастерской постоянно закупалась бумага разного качества, в зависимости от целей ее использования. Для переплета книг монастырь покупал телячью кожу. В приходорасходных книгах можно прочесть, что было куплено "два опойка телятинные, деланы с лицом, даны два алтына 4 деньги и издержаны на книги, что переплетены: Соборник да Адреатис".
В 1629 году некий Григорий Марков "дал вкладом" в монастырь "снасти книжного переплета". Что собой представлял инвентарь для переплета книг, мы узнаем из описания книжной снасти, подаренной в монастырь в 1645 году попом Герасимом, и из описи монастыря, произведенной в 1692 году. В этой описи, помимо необходимого для переплета инструмента в виде тисков железных с воротом, наковальни, молотов и т. д., перечислен 21 вид "слов медных литых, что на книги накладывают". Наличие "снасти" для переплета книг, весьма разнообразных по содержанию (21 название), а также закупка бумаги - все это свидетельствует о значительном развитии книгописания в Антониево-Сийском монастыре, которое должно было являться постоянным источником пополнения и обновления библиотеки (Переплет Сийского происхождения - Веревные книги, Азбука ).
Книгописной мастерской с особым помещением, специальным штатом писцов и оформителей книги в Антониево-Сийском монастыре не было, но были писцы, художники и переплетчики, некоторые из них выступали в одном лице. Перепиской книг монахи занимались, по всей вероятности, безвозмездно, но иногда рассматривали написанную книгу в качестве вклада в монастырь за будущие молитвы о себе и о своих родных, например в 1611 году, старец Ефрем, монах того же Антониева монастыря, "написал за вклад" Служебник. Наряду с монахами к переписке книг в монастыре привлекались лица со стороны, которые выполняли эту работу за деньги. В расходной книге Антониево-Сийского монастыря за 1577 год, год создания Ионой Жития Антония, имеется такая любопытная запись: "Дал Никите дияку восмь алтын, писал съем с книг преподобнаго Антония жития семпатцать тотратей, за седмую на тцатъ татрать дал три московки".
Записи на некоторых других рукописях свидетельствуют, наоборот, что они являются копиями с оригиналов, находившихся в других монастырях. Например, книга Козьмы Индикоплова была списана в Емецке в 1645 году с книги, писанной в 1543 году. Имеется подпись писца, написанная криптографией: "Митрофанко Семенов". Был ли этот Митрофанко Семенов писцом Антониево-Сийского монастыря, который ездил в Емецк для переписки рукописей, или список этой рукописи был сделан по заказу монастыря местным писцом, - у нас нет сведений. Один из писцов, черный дьякон Пимен, назван во вкладной книге. После его смерти книгохранителю Тимофею в 1639 году было передано 7 книг, из которых 5 были неоконченные (Псалтырь, Часослов, Обиходник, Ирмологий, Цветник) и не переплетенные в тетрадях. Кроме того, были взяты совершенно чистые 73 тетради и одна "книга сорок тетрадей в четверть".
В Антониево-Сийском монастыре создавались оригинальные произведения типичного для монастырей жанра - жития, делались с них списки, а также с оригиналов произведений, отсутствовавших в библиотеке монастыря и временно взятых для чтения в других монастырях или у частных лиц, наконец, переписывались книги, если они становились ветхими.
Первое житие Антония Сийского было составлено по поручению игумена монастыря Питирима в 1577-1578 гг. монахом Ионой. Таким образом, первые оригинальные произведения, вышедшие из-под пера монахов Антониево-Сийского монастыря и не в одном списке пополнившие его библиотеку, были созданы в 70-х годах XVI века. Через сто лет, в конце XVII-начале XVIII века, архимандритом монастыря Никодимом было создано житие другого игумена Сийского монастыря Феодосия.
Известно, что книгописанием занимались и сам игумен Феодосий и его ученики: казначей Паисий и будущий архимандрит Никодим, который не только составил Житие Феодосия, но и собрал Сийский иконописный подлинник, в котором часть образцов напечатана, а другие рисованы самим архимандритом.
Традиции Антониево-Сийского монастыря в живописи и иконописи, заложенные на протяжении нескольких столетий, нашли свое отражение в книгописании, переплетном и печатном деле, что выделяет обитель среди других северных книжных центров.
Взято здесь: http://virtmuseum.aonb.ru/sia/sia.html
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 07.11.07 13:01 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
|
Гостиница в Антониево-Сийском монастыре 2006г. Из книги "Емчане" Фото Николая Шарова
Прикрепленный файл:
|
|
Опубликовано: 09.11.07 13:05 |
Рейтинг записи: 0
|
|
|
|
|
|
|