Правила форума Участники Новые сообщения Поиск Войти на форум Регистрация
Главная \ Форум Емецк ONLINE \ Ближайшая округа Емецка

Ближайшая округа Емецка. Сия

Фильтры и сортировка
Показывать только оцененнные сообщения     |     Показывать сообщения пользователя:
Сортировать по: дате сообщений (свежие внизу) | дате сообщений (свежие вверху) | рейтингу сообщений
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Автор Сообщение
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Здание бывшей школы

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 11.12.07 15:37 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Деревня Сия официально называется Большая Гора. Вид на местечко(микрорайон) Усолье

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 11.12.07 15:40 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Подвесной пешеходный мостик через речку Сия. До этой высоты весной поднимается вода

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 11.12.07 15:45 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Сия, красивейшая речка, она как бусы на нить нанизала на себя множество прекрасных озер

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 11.12.07 15:53 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Топографическая карта Сии

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 11.12.07 16:11 Рейтинг записи: 0
timda
Бывалый
Оценить
timda
Заблокирован
Форумянин с 18.12.07
Сообщений: 182
Откуда: Дубна
Игорь, вы маладец.


WBR, timda
Опубликовано: 11.12.07 19:27 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Фрагмент статьи М.Зак (http://www.kenozerje.by.ru/wbridges.htm)

РЯЖЕВЫЕ МОСТЫ –
ИСТОРИЯ, КОНСТРУКЦИЯ, РАСПОЛОЖЕНИЕ


Интересный раздел деревянной архитектуры - мосты. Летописи сохранили известия о мостах в Киевской Руси и Великом Новгороде. Мы представляем здесь краткие сведения о мостах на Русском Севере по данным интернета и из доступной литературы таких маститых авторов, как А.В.Ополовников, Ю.С.Ушаков, Г.В.Алферова и других.

Для начала цитата из книги Б.М.Надежина "Архитектура мостов ",1989 г.

"....В Древней Руси квалифицированные плотники знали различные способы постройки мостов из дерева: с опорами в виде сруба, городней и бревенчатым настилом полотна. Эти конструкции обрабатывались топором, так как пила вошла в употребление только в XVIII в., даже при изготовлении досок пользовались топором (тесали), раскалывая прямой, без косослоя, древесный ствол вдоль клиньями на несколько частей. Отсюда ведет начало современное слово "тес", применяемое к пиломатериалу.
Через овраги и небольшие речки нередко перекидывали мосты из двух или трех рядов сквозных бревенчатых заборов, связанных поперечными, такими же сквозными бревенчатыми стенками. Вместо конструкции обычной избы, рубленной в "чашку", применяли рубку в "режь" с неплотным прилеганием бревен: между ними оставлялись горизонтальные продольные зазоры, которые пропускали весеннюю воду. Для оврага этого было достаточно. Над рекой в стенках для прохода меженного русла было необходимо отверстие, которое иногда доводили до полной высоты забора. Тогда щелевые стенки сохранялись лишь в устоях. Однако подобная конструкция была подвержена разрушению льдом во время половодья.
Мосты с ряжевыми опорами из бревенчатых сплошных срубов, заполненных камнем, были более прогрессивны...."


Для начала нам хочется показать мост на реке Сия Емецкого района Архангельской области. Судя по обмерному рисунку (Ю.С.Ушаков) ширина моста метра четыре, и поверху положены валуны, играющие роль пригруза.
Подобный же мост существует (или существовал недавно) в селе Пурнема на берегу Онежской губы Белого моря. Вот, что писал о нем М.Мильчик: "Возвращаясь в село, мы проходим старинный мост через глубокий овраг. Его настил, не огражденный перилами, лежит на сплошном ряжевом срубе, заполняющем ров до самого дна. Такой способ рубки, оставляя открытыми промежутки между бревнами, предохраняет их от загнивания и придает при этом всему сооружению большую устойчивость против ветра, что немаловажно, если вспомнить, что мы находимся на берегу моря. Мост осел от времени и все же продолжает верно служить людям".

Дальше - слово специалистам.

А.В.Ополовников:

... Долго оставалось неизменным в северных деревнях устройство мостов. Деревянные бревенчатые мосты возводили плотники- мостовики еще во времена Киевской Руси.

До недавнего времени их можно было увидеть на многих северных реках. Размеры их самые различные: от маленького мосточка, перекинутого через ручей-речушку, до огромного моста длиной свыше ста метров, опирающегося на могучие бревенчатые ряжи. Отсюда и название таких мостов — ряжевые. Это исключительно интересные и своеобразные сооружения.
Их конструктивную основу составляют рубленые ряжи - городни с системой внутренних «карманов» для валунов и галечника, размещенных на разных уровнях. Для рек с твердым, каменистым дном, затрудняющим устройство обычных, то есть свайных, оснований, бревенчатый ряж является не только самой рациональной опорой деревянного моста, но и единственно возможной. А поскольку большинство северных рек, порожистых и бурных, имеет твердое, каменистое дно, постольку и ряжевая конструкция моста получила тут самое широкое распространение.
Поверх ряжей в продольном направлении укладываются ряды прогонов. Каждый прогон состоит из мощных бревен, обычно трех, уложенных одно поверх другого. В поперечном направлении на них настилается сплошной бревенчатый накат — проезжая часть моста.

Трудно поверить своим глазам, когда видишь, как по таким мостам, уже порядком обветшалым, идут тяжелые грузовики или еще более нелегковесные тракторы, а то и с прицепами.
Согласитесь, увидеть летом 1991 г. исправно действующий деревянный ряжевый мост через реку, по которому хоть и не один за одним, но даже и время от времени идут грузовики с плотно утрамбованными стогами сена, — явление уникальное. Именно явление. Картиной виденное назвать маловато.

Ряжевые мосты устойчиво противостоят и могучим потокам весенних вод. Можно только восторженно удивляться тончайшей строительно-расчетной интуиции плотников-мостовиков. Мудрость жизни — источник их мастерства.

На старом фото: один из мостов через реку Сия

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 19.02.08 13:56 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Пасха в Сие

На левом берегу Северной Двины, в девяти километрах от Антониево-Сийского монастыря, живописно раскинулась на высоком угоре старинная деревня Сия. Под лучами весеннего солнца она уже почти совсем стряхнула с себя зимнюю дрёму, и в избах закипела работа: еще и Вербного воскресенья не было, а уже вовсю идет подготовка к Пасхе.

Когда-то здесь была своя деревянная церковь во имя Ильи Пророка, шатровая колокольня с пятью колоколами. Рядом с церковью стоял дом, где жил батюшка с семьей. Только всё это осталось в далеком прошлом.

Анна Петровна Федотова, одна из старожилов деревни, многое помнит, говорит, что вся подготовка к празднику, как в ее далеком детстве в 20-е годы, так и сейчас, начинается с «дресвы» — так здесь называют мелко истолченный «банный» камень, которым добела скоблят деревянный пол. После такой чистки он принимает почти первоначальный смолянисто-золотистый цвет. Половицы устилали половиками, которые не убирались до самой Пасхи, до прихода батюшки в дом, чтобы сверкало все чистотой: «Батюшка заходит, бывало, а все чисто- чисто!».

Для мытья, чистки посуды и стирки белья золу заливали кипятком. Белили печи, прибирали поветь. Старательно приводили в порядок Красный угол: мыли божницу, чистили лампадки, протирали иконы, украшали угол чистым полотенцем или кружевами. В Большой (святой) угол по народной традиции ставили и «четверик» — бочонок с житом (около 1,5 пудов).

Заранее готовилось угощение. В Великий четверг выпекали куличи, делали творожную пасху в специальной деревянной формочке с крестиком. Яйца красили луковой шелухой и зелеными листьями с березовых веников.

Пекли хлеб, пироги. Готовили к Пасхе рыбу, мясо, студень, обязательно густой крахмальный кисель, который можно было даже резать ножом. Варили на всю семью бочку пива из ржи и солода. Пиво наливали из бочкового крана в «братыню», а из нее разливали по стаканам. «Самогон никогда не гнали, люди раньше так не пили — вспоминает Анна Петровна. — Но на каждый праздник покупали в «казёнке» трехлитровую бутыль водки, хватало на весь праздник и на всех гостей».

Праздник начинался со Всенощной в церкви, с освящения яиц и куличей, которые обязательно приносили и для священника, оставляли их в храме на столе. А храм сиял своей праздничной чистотой и красотой. Не забывали принарядить и «Ермодеенку» — крохотную часовенку на окраине деревни, у самого леса: всё вокруг подметали, подправляли крест, повязывали на него чистое, расшитое крестами полотенце.

Поутру перво-наперво христосовались и целовались: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!». С тарелки, что стояла посреди стола, брали освященные крашеные яйца, чистили их, иногда делили одно на всех и, перекрестясь, съедали вместе с куличом. Никаких пасхальных подарков в деревне никто никому не дарил.

В Светлое Христово Воскресение обязательно шли в церковь на праздничную утреннюю службу.Самые набожные отправлялись еще накануне пешком в монастырь на Пасхальное богослужение.

В храм все приходили чистыми и особенно нарядными. Главным женским украшением была длинная кашемировая темная юбка, желательно новая, и красивый гарусовый или шерстяной платок. В Пасху можно было подняться на звонницу и позвонить в колокола.

После службы батюшка шел по деревне, его приглашали в каждый дом. Окроплял святой водой Красный угол, стол с угощениями и всех, кто был в доме. Батюшку приглашали за стол угоститься пасхой, куличом и чаем из начищенного медного самовара, но соглашался он не всегда, потому что надо было обойти всех, чтобы никого не обидеть.

Затем начиналось народное веселье. Чокались крашеными яйцами. На качелях качались и взрослые, и дети. В «зимнюю» (раннюю) Пасху качели делали в гумнах, в «теплую» — на улице. Вечером вся молодежь собиралась у колокольни. Парни поднимались на звонницу и вызванивали «колокольные частушки». Анна Петровна до сих пор помнит одну из них, где упоминалось название деревни Меландово, что близ Емецка:

В Меландoво рубят дрова,
В Меландово рубят дрова.
В Меландово нету дров,
В Меландово нету дров…

В таких частушках ударные слоги повторяют ритм колокольного звона.

В 30-е годы церковь закрыли, устроили там клуб, затем маслозавод. Колокола увезли на переплавку.Весну за весной на колокольне галки вили гнезда, пока она совсем не разрушилась. Не уцелел и дом батюшки.

Но сохранился, слава Богу, порядок, который помнят и берегут здешние люди: еще и Вербного воскресенья не было, а в Сие уже вовсю готовятся к Пасхе.

Тамара Зайцева.
Духовный СЕЯТЕЛЬ №4 Апрель-Май 2005

Фото иером. Варлаама.

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 23.02.08 02:27 Рейтинг записи: 0
Igor3313
Бывалый
Оценить
Igor3313
Заблокирован
Форумянин с 04.10.07
Сообщений: 2727
Откуда: Санкт-Петербург
Часовня в деревне Сия Начало ХХ в. Фото из частного архива

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 23.02.08 02:28 Рейтинг записи: 0
Страницы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Главная \ Форум Емецк ONLINE \ Ближайшая округа Емецка
Правила форума Участники Новые сообщения Поиск Войти на форум Регистрация

Свежие фотографии