Правила форума Участники Новые сообщения Поиск Войти на форум Регистрация
Главная \ Форум Емецк ONLINE \ Общалка

Николай Рубцов.

Фильтры и сортировка
Показывать только оцененнные сообщения     |     Показывать сообщения пользователя:
Сортировать по: дате сообщений (свежие внизу) | дате сообщений (свежие вверху) | рейтингу сообщений
Страницы: [1]
Автор Сообщение
SergKrasawin
Новичок
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.06.12
Сообщений: 1
Всем доброго времени суток! Хочу поделиться ценными материалами о Н.Рубцове. Материалы были подготовлены сотрудниками "Вологодской областной научной библиотеки"
http://www.booksite.ru/lichnosty/index.php?action=person_page&pid=189&cid=19
Опубликовано: 20.06.12 09:18 Рейтинг записи: 3
Zilot
Бывалый
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.01.11
Сообщений: 237
Откуда: Архангельск
Соединивший эпохи

Ко дню памяти Николая Рубцова (3 января 1936 - 19 января 1971) …

Соединивший классику и наше время, в прямом смысле спаситель русской поэзии, кто это? Это Николай Рубцов. Не наследный принц, не потомок дворян, не из репрессированных; Сорбонны, Оксфорда, МГУ не кончавший, из литинститута изгоняемый. Более народного происхождения, чем у него, просто нет. Он из самых глубин русской жизни. Из самых! Без отца, вскоре и без матери, как он, этот зелёный росточек, детдомовец, выжил на всех безжалостных ветрах военного и послевоенного времени, как? Как эта сиротинка осталась живой, пробилась к вершинам русской и мировой культуры, как? Что спасало, что сберегло, что сделало Николая Рубцова одним из ведущих поэтов двадцатого века?

Не знаю, кто как ответит на этот вопрос, я же уверен, что никто, только Господь одарил его великим талантом, а нас, русских людей, Россию, его животворящими трудами.

Разве брали его в расчёт властители дум, «шестидесятники»? Всплывшие на мутной волне двадцатого съезда, угодившие новым властям, все свои преступления свалившим на Сталина, они очень неплохо устроились в СССР. Въезжали в дачи, катались по америко-европам, хвастались знакомствами со знаменитостями, издавались без передышки, и кто их, всего через поколение, вспомнит? И где их достижения? Всё дым, всё прах. Знали ли они о Рубцове? Поняли ли из первых его публикаций всё величие его таланта? Где там! Только и было, что обозвали его шарфиком. Да разве б смогли они уравнять его с собою, да ещё и вообразить, что он выше их на десять голов, когда им было, славящим то Ленина, то вскоре певших оды его жертвам, то торопившимся одобрять уничтожение природы, затопление тысяч гектаров земель, убийство целины, то сочинявшим бравые тексты для песен строителей коммунизма, и тут же бегущих к очередной кормушке очередного генсека, когда им было понять, кто такой Рубцов? Да и что он знает о пост-пин-флойдовской культуре?

А он знал главное, знал, что «мать России целой - деревушка». Своей чистой душой он говорил родине, избушкам и деревьям родной деревни: «За старинный плеск её паромный, за её пустынные стога я готов безропотно и скромно умереть от выстрела врага». И как иначе? Здесь «звезда полей во мгле заледенелой... восходит ярче и полней, и счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей...».

Образ деревни - прародины России продолжается образом русской дороги, по которой идёт поэт, «перекликаясь с теми, кто прошёл, перекликаясь с теми, кто проходит... Здесь русский дух в веках произошёл, и ничего на ней не происходит. Но этот дух пройдёт через века! И пусть травой покроется дорога, и пусть над ней печальные немного, плывут, плывут, как мысли, облака...».

Не могла быть великая поэзия достоянием только села: и в городах русский народ - все бывшие деревенские - и память о земле-кормилице похоронена не во всех сердцах. И подчиняясь зову небес, может быть, вопреки себе, поэт говорит: «Я выстрадал, как заразу, любовь к большим городам...Ах, город село таранит! Ах, что-то пойдёт на слом! Меня же терзают грани меж городом и селом».

И дотерзали. А до января 71-го, подчиняясь обязанности русского таланта - служить России, служил. «Привет, Россия, родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я незримых певчих пенье хоровое... Как будто ветер гнал меня по ней, по всей земле - по сёлам, по столицам! Я сильный был, но ветер был сильней, и я нигде не мог остановиться».

И поэзия его не остановилась. Её размножали, делали известной не издательства, не премии - благодарная память людская. И в горнице русской поэзии стало опять светло, это от рубцовской ночной звезды.

Самое важное: полюбивший поэзию Рубцова обязательно полюбит и Россию. И, глядя с высоты веков (взбежим на их холм и поглядим на поле русской поэзии), видно, что Пушкина, сменившего Державина, сменили Лермонтов и Тютчев. А Тютчева? Тютчева, божественным провидением было приказано «продолжить книгою Рубцова».

Осенью 76-го года вдова поэта Александра Яшина Злата Константиновна собрала вологжан и москвичей, знавших Рубцова, на его отпевание в московской церкви Николы в Кузнецах. Её очень страшило то, что зимой 71-го раба Божия Николая похоронили без «церковного пенья, без ладана, без всего, чем могила крепка». Отлично помню как батюшка сказал: «Николай Рубцов очень многих привёл ко престолу Божию». И очень многих соделал защитниками России.

И вернул русской поэзии её предназначение.


Владимир Крупин, Русская народная линия

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/31/soedinivshij_epohi/

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 02.01.16 19:49 Рейтинг записи: 4
Zilot
Бывалый
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.01.11
Сообщений: 237
Откуда: Архангельск
В Архангельске отметили 80-летие со дня рождения Николая Рубцова

В его стихах - по-детски чистая загадочная русская душа. Северяне в эти дни отмечают 80-летие со дня рождения Николая Рубцова. Ежегодный фестиваль памяти поэта открылся сегодня на его Родине, в селе Емецке Холмогорского района. А накануне творчество земляка вспоминали в Архангельске.

https://www.youtube.com/watch?v=al7a0l4PkLY
Опубликовано: 05.01.16 03:39 Рейтинг записи: 0
sterh 16
Бывалый
Оценить
sterh
Заблокирован
Форумянин с 26.12.09
Сообщений: 125
Откуда: Емецк
Да, уже 80-й юбилей отметили в Емецке Н.Рубцову. Мало известный поэт в широких кругах литературной среды, а, тем более, читателей 70-х, 80-х годов прошлого уже теперь века, нынче становится все ярче и значимее для всей России. Его строки цитируют, произведения его изучают в школах, песни на его стихи становятся незабываемыми и популярными.
Двадцать лет назад в составе небольшой делегации от Архангельской области мне посчастливилось побывать в Вологодской области на праздновании 60-летнего юбилея Рубцова. По приглашению вологодских организаторов юбилея туда отправились: секретарь писательской организации Архангельской области Инель Петровна Яшина, журналист и поэт Евгений Пономарев, председатель литературного объединения "Емца" и организатор рубцовских чтений в Емецке Татьяна Васильевна Минина и я, занимавший в то время должность главы администрации Емецкого сельсовета.
Сильные впечатления оставили встречи с литераторами России, которые лично знали Николая Рубцова, учились с ним в литературном институте, общались в повседневной жизни. Вспоминаю их: Станислав Куняев, Сергей Викулов, Василий Белов, Владимир Бондаренко, Виктор Коротаев, Сергей Багров, Ольга Фокина. В те январские юбилейные дни, посвященные памяти Н. Рубцова, прошли торжественные мероприятия в вологодском культурном центре "Русский дом". Затем на следующий день на двух автобусах в составе огромной делегации вместе с литературными знаменитостями мы отправились по области, где помнят Николая Рубцова. Побывали в музее г. Тотьма. Затем прибыли в д. Никола. Там прошли детские годы Коли Рубцова в детском доме. В Николе 13 января в 17 часов в торжественной и волнительной обстановке прошло открытие мемориального дома-музея Н. Рубцова. Возвращались в Вологду в ночь, которая у нас отмечается как Новый год по старому стилю. Незабываема остановка в 00 час. с 13-го на 14-е января среди зимнего леса под куполом ночного неба с мириадами ярчайших звезд. Все вышли из автобусов, чтобы поднятием тостов с крепким клюквенным вологодским ликером и дружным "Ур-р-р-а!!!" встретить Новый год "по-старому"! Маститые поэты экспромтом читали посвящения этому событию. Было здорово!
Хочется вспомнить проведение первых рубцовских чтений и в Емецке. Конечно, величайшая заслуга в этом принадлежит вдохновителю и организатору этих очень значимых для Емецка мероприятий Татьяне Васильевне Мининой. Впервые чтения в Емцке были проведены в 1993г. С каждым годом их значимость и состав расширялся. Появилась необходимость и более существенного финансирования. Надо сказать, что районная власть к первым чтениям отнеслась без должного понимания их значимости, и деньги на проведение пришлось искать необычным способом. В личных встречах с нашим земляком, а в то время главой Ломоносовского округа г. Архангельска, Адием Александровичем Алексеевым договаривались о необходимости спонсорской помощи в этом деле. И, надо отдать должное, эта помощь была в то время существенна и необходима. Это было начало. Впоследствии на рубцовских чтениях принимали участие уже и областные начальники. Правда, единственным руководителем области, который лично побывал на этом мероприятии можно назвать только Павла Николаевича Балакшина.


sterh
Опубликовано: 05.01.16 14:32 Рейтинг записи: 1
Zilot
Бывалый
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.01.11
Сообщений: 237
Откуда: Архангельск
Литию по поэту Николаю Рубцову совершили на его малой родине

Литию по поэту Николаю Рубцову совершили на его малой родине в Емецке (Холмогорский район Архангельской области). В местном Богоявленском храме богослужение возглавил насельник Антониево-Сийского монастыря иеромонах Феофил (Волик).

Молитвенно помянуть поэта пришли также участники литературного фестиваля «Под Рубцовской звездой», который ежегодно проходит в Емецке в начале января.

Как рассказал отец Феофил, к моменту рождения Николая Рубцова емецкий Богоявленский храм уже шесть лет был закрыт. По устному преданию, которое сохранилось в семье внучки последнего настоятеля Богоявленской церкви, в младенчестве Николая Рубцова крестил ее дед — священник Михаил Смирнов.

Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года, в наступившем 2016 году поэту исполнилось бы 80 лет. При жизни автор выпустил пять лирических сборников.

http://arh-eparhia.ru/news/?ELEMENT_ID=53925


Вспоминается замечательное стихотворение нашего земляка

"РУССКИЙ ОГОНЕК"

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо темное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой,
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет
(пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу (последняя надежда!),
И услыхал, отряхивая снег:
- Вот печь для вас и теплая одежда...
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде
Жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала...
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным-полна,-
И близких всех душа не позабудет!..
- Скажи, родимый, будет ли война? -
И я сказал:
- Наверное, не будет.
- Дай Бог, дай Бог...
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...-
И вдруг опять:
- Не будет, говоришь?
- Нет,- говорю,- наверное не будет.
- Дай Бог, дай Бог...
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей?
Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?..
Но я глухим бренчанием монет
Прервал ее старинные виденья...
- Господь с тобой! Мы денег не берем!
- Что ж,- говорю,- желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далек,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле - и нет тебе покоя...
1964

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 05.01.16 16:00 Рейтинг записи: 0
Zilot
Бывалый
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.01.11
Сообщений: 237
Откуда: Архангельск
«Тихая моя родина...»

К 80-летию со дня рождения Николая Михайловича Рубцова …

Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.

Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!

И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.

Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.

И всё раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний всё неслись
В простор тревожный, безпредельный...

Гроб с изуродованным телом (особенно лицом, без уха, словно медвежьи когти прорвали его насквозь) стоял в мастерской близкого друга поэта, вологодского художника Владимира Николаевича Корбакова. Вокруг гроба толи люди, толи тени самых близких, незабвенных, тех, кто последние два года его жизни не раз слышали и «видели» его предчувствия. Да он и не скрывал их: «Разве вы не знаете, что я скоро умру?..». А её, звероподобную «подругу» свою спрашивал: «Ведь подослали тебя ко мне?». Впервые в истории Русского поэта убила женщина. Изуродовала и задушила.

Из воспоминаний Алексея Сергеевича Богачёва, соседа Рубцова: «Вот видите, какой я огромный, полный и большой! Так я бы в ней уместился и перевернулся бы несколько раз. Вот таких габаритов она была. Приходила ко мне всегда пьяная. Всё кошку свою просила отдать. А она, кошка эта, пряталась от неё. Я её в подвале своём содержал».

***

Людмила Дербина была осуждена на 8 лет лишения свободы. Но, не взирая на то, что эта статья (злоумышленное убийство с отягчающими вину обстоятельствами) не подлежала амнистии, близкий друг её - Евгений Евтушенко в очередной раз пользуясь связями в органах и в ЦК, добился её освобождения через четыре года. Выйдя из тюрьмы, убийца вскоре устроилась на престижное место работы в Академической библиотеке Ленинграда. А вслед за этим получила квартиру в Петергофе (там, где жили Русские императоры), и всё это в 1974 году, когда люди по десять лет стояли в очереди на квартиру, а сам Николай Михайлович Рубцов, выйдя из Детдома, всю жизнь скитался, никогда не зная, где будет следующий ночлег. Однокомнатную квартиру получил только за год до смерти...

Летом 1970 года, меньше чем за полгода до гибели, он бежал за женой и дочерью, крича вдогонку: «Не покидайте меня! Я погибну без вас!». До последних своих дней Генриетта Михайловна страдала от того, что не расслышала тогда этих слов: расстроена была, что увидела его с этой «женщиной». «Если бы я знала, что такое случится с ним, к себе бы его увезла». Она воспитала замечательную их дочь Елену, подарившую вдове поэта четырёх внуков. Вся семья жила в лоне Матери Церкви. Особенно отличался внук Коля своей безкорыстной, чистой Душой. В школе всем помогал и получал от этого большую радость. Да вот беда - у Коли была фамилия не отца, а матери, т.е. он был Николай Рубцов. И хотя родители сделали всё, чтобы никто ни в школе, ни во дворе не знал, что это внук великого Русского поэта - всё одно уберечь его не удалось.

Шестнадцатилетним отроком Коля был выброшен с девятого этажа многоэтажного дома. Убийцу, конечно, не нашли. Весь класс Коли, независимо от национальностей, год ходил в чёрном. От вина на поминках все отказывались. В светлый день Покрова Божией Матери 2015 года исполнилось десять лет со дня убийства Коли Рубцова.

Близкий друг Н.М. Рубцова Станислав Куняев о смерти и безсмертии Николая Рубцова и его фамилии: «...и ты растёшь вместе с его стихами, и как будто заново всё переживаешь чувства поэта. Фотографии так не меняются. ...Заново переживаешь свою жизнь... Смерть Н.М. Рубцова и Коли Рубцова - это всё равно безсмертие этой фамилии. Имена их останутся навсегда и никакие революции и перестройки, никакие грандиозные события не сотрут безсмертие этой фамилии». Ставрополь. 18 февраля 2006 года.

+

8 августа 1988 года в Крымской астрофизической обсерватории была открыта новая малая планета под номером 4286 и названа именем великого Русского поэта Николая Михайловича Рубцова.

+

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны. До сих пор думал: Вологда - это Белов. Нет, прежде всего, Рубцов. Такой чистоты, такой одухотворённости, такого молитвенного отношения к миру - у кого ещё искать?». Фёдор Абрамов.

+

Из воспоминаний вологодского детдомовца, последнего после Георгия Свиридова великого Русского композитора Валерия Александровича Гаврилина: «Творчество Рубцова я понял не сразу. Только года через два после его гибели. Я думаю, это от того, что его духовный, душевный мир был гораздо богаче, ярче и сильнее, чем мой. С годами мой жизненный опыт привёл меня к Рубцову - и теперь в современной Русской поэзии нет для меня поэта более дорогого, чем Рубцов. Я учусь у него, много перенимаю и верю во всё, что он пишет, даже если сам я этого не испытал. Он стал для меня школой, одним из учебников духовного опыта».

+

«Николаю Рубцову дано было сказать своё слово о природе и - это очень трудно после Тютчева - о стихии ветра. Это было бы невозможно, если бы поэт не обладал своим сильным мирочувствованием, в основе которого была "жгучая, смертная" связь с родной землёй. Но что-то "жгучее, смертное" есть и в связи поэта с самой природой, ветром, вьюгой, вызывающими в его душе отклик чувств - мирных, тревожных, вплоть до трагических предзнаменований... Для него именно Любовь была той центростремительной силой в поэзии и в самой жизни, которая удерживает творчество, отношения людей от распада». Михаил Лобанов.

+

«Иногда кажется, что более религиозного поэта у нас не было. Поэзия сама по себе многогранна - как весь человек или даже весь народ. Но скрепляется всё в этом мире только высшим предназначением. Прежде смерти Душа самого поэта слилась с небом Родины...». Протоиерей Александр Никулин.

+

«Чудесный изныв русской Души по Родине вслед за Есениным пропел Рубцов. Но не повторил, а извлёк в небывалых доселе звуке и чувстве, в которых радость и боль, близкое и далёкое, небесное и земное существуют настолько слитно, будто это одно и то же есть!.. В поэзии - Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов... - кажется самую Душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами Русская литература. И, кажется, сама совесть народа осталась с ними в литературе...» В.Г. Распутин.

Георгий Васильевич Свиридов о Рубцове: «Николай Рубцов - тихий голос великого народа. Потаённый, глубокий, скрытый. Рубцов - памятник эпохи. Это настоящий народный поэт. Русский по непридуманности, по неизобретательности самой поэзии, какие-то живые куски, оторванные от сердца. Есть слова, которые ему было дано сказать. Например: "Поверьте мне, я чист душою". И ему веришь».

Невзирая на монументальность своего гения, Георгий Васильевич Свиридов пуповиной связан с Рубцовым не только слышанием родных голосов прошлого и настоящего, не только предвидением того, в какие уродливые и зловещие звуки превратятся они в будущем, но даже общим календарём. Вот они - декабрь и январь: Георгий Васильевич родился 15 декабря и преставился ко Господу в Рождественский Сочельник 6 января. Николай Михайлович Рубцов родился 3 января и за месяц до гибели предсказал день своей смерти. Его убили в ночь на Крещение Господне с 18 на 19 января.

Свиридов объял своим вселенским сердцем и душою все шедевры великой русской поэзии. 18-летним студентом написал великий цикл на стихи Пушкина (сравнение с которым выдерживает только цикл Виктора Семёнова «Строки печали»). Далее следовали кантаты, гениальные хоровые полотна «Пушкинский венок» и «Курские песни», вокальные циклы на стихи Есенина «Деревянная Русь», «Отчалившая Русь» и безсмертная кантата для хора и четырёх солистов «Светлый гость»; пророческий цикл «Петербург» на слова Александра Александровича Блока. Я счастлива, по милости Божией, петь все вокальные циклы Свиридова. Придумала жанр не двухчастного концерта (т. е.: отделение - антракт - отделение, как это принято во всей музыкальной мировой практике), а трёхчастного, во имя того, чтобы успеть в один вечер подарить людям свиридовского Пушкина, Блока, Есенина, особенно это было важно для меня на гастролях за рубежом, где я первой записала вокальную музыку Свиридова. Правда, чтобы выдержать эту трёхчастную форму в один вечер, становились неизбежными обезболивающие уколы в крошечных антрактах.

Слава Богу за всё и особенно за наши встречи с Георгием Васильевичем! Когда бы я ни приезжала с замечательным Владимиром Ивановичем Федосеевым на дачу Свиридова, всегда подойдя к роялю, боялась при неловком движении опрокинуть на пол гигантские стопки нот, лежащие со всех сторон. И конечно, рубцовские: «Золотой сон» и «Ночной всадник», которые Георгий Васильевич, увы, не успел окончить. Сохранилась уникальная запись, где Георгий Васильевич, аккомпанируя себе но рояле, поёт знаменитое стихотворение Рубцова «Привет, Россия - родина моя!» - песню, которую Свиридов написал к 60-летию поэта. И вот что ещё трагически соединяет двух русских гениев: ни Свиридову, ни Рубцову нет памятников в Москве. Ни у Свиридова, ни у Рубцова нет своего музея в Москве. Рубцовский музей - крошечный, при библиотеке, живший на средства и преданностью 80-летней подвижницы Маий Андреевны Полётовой, закрыт. Не знаю, что страшнее в России для гения: быть застреленным, повешенным, удушенным или преданным забвению. Скорее последнее.

Всю жизнь с детства Рубцов любил музыку Чайковского, Глинки и поэзию Ф.И. Тютчева. Ничего не имея, последнее отдавал другу. В лютые морозы ходил в демисезонном пальто и осенних ботинках. В гениальном проекте памятника Рубцову (автор проекта А.В. Артемьев) в Москве, в сквере на ул. Дм. Ульянова, у входа в библиотеку № 95, (где недавно закрыли музей Рубцова толи в честь 80-летия со дня рождения, толи в честь приближающегося в ночь на 19 января 45-летия со дня гибели) мы таким вечным странником его и видим - с запрокинутой в Небо головой, над которой курлычет журавлиный клин...

«Я умру в Крещенские морозы,

Я умру, когда трещат берёзы...».

Лина Мкртчян, певица, лауреат Пушкинской премии, автор и ведущая Цикла «Возвращение на Родину»

3 января 2016 года

P.S. Приношу сердечную благодарность В.Я. Курбатову за духовную поддержку.

В статье использованы материалы из книги М.А. Полётовой «Пусть душа останется чиста...».

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/06/tihaya_moya_rodina/

Прикрепленный файл:
Опубликовано: 10.01.16 13:54 Рейтинг записи: 0
Zilot
Бывалый
Оценить
Заблокирован
Форумянин с 19.01.11
Сообщений: 237
Откуда: Архангельск
«Я люблю судьбу свою..»

Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова …


«Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил Сергей Есенин. Смерть вошла в судьбу Николая Рубцова почти с самого её начала: умерла его мать и две сестры, отец пропал на фронте, и Рубцов много лет считал, что «на войне отца убила пуля», пока не встретился с ним в Вологде в 50-х годах.

Романтическая «тема моря», о которой писал сам Рубцов, смыкается в его ранней лирике с темой смерти постоянно:


Прямо в сердце врывалось силой
Красоты, бурлившей вокруг.
Но великой братской могилой
Мне представилось море вдруг.
(«Море»)


Даже в стихах, написанных на заказ и публиковавшихся во флотских газетах, она заявляет о себе со свойственной юному поэту категоричностью:


Ничего нет врага ненавистней!
Тот, кто смело врагов истребляет,
Никогда не уходит из жизни,
Если даже в бою погибает!
(«Сердце героя»)


Философские размышления о бренности мира («О земле подумаю, о небе, / И о том, что все это пройдет») резко отличались от бесшабашного матросского веселья в редкие часы отдыха. По воспоминаниям Валентина Сафонова, друга Рубцова, ставшего впоследствии писателем, «очень уж не вязалась печальная наполненность этих строк с обликом автора - жизнерадостного моряка... Кто из нас, двадцатилетних, мог всерьез воспринять строки о памяти, что «отбивается от рук», о молодости, что «уходит из-под ног»? Жизненные дали для нас, по сути, только начинались».

Может быть, сиротство и несчастная любовь сделали юношу философом, а может, нечто иное скрывалось в его поэтической натуре: «Все проходит, проходит и жизнь» (ст-е «Соловьи»).

Рядом с темами смерти, прощания, ухода, в его пока еще ученической лирике стала крепнуть тема бессмертия, вечности:


Я, юный сын морских факторий,
Хочу, чтоб вечно шторм звучал.
Чтоб для отважных вечно - море,
А для уставших - свой причал.
(«Я весь в мазуте, весь в тавоте...»)


- эта строфа из его ранней лирики воспринимается совсем иначе, если посмотреть на неё с этой точки зрения.

Самым загадочным стихотворением этого периода стали «Мачты»:


Созерцаю ли звезды над бездной
С человеческой вечной тоской,
Воцаряюсь ли в рубке железной
За штурвалом над бездной морской, -

Все я верю, воспрянувши духом,
В грозовое свое бытие
И не верю настойчивым слухам,
Будто все перейдет в забытье,

Будто все начинаем без страха,
А кончаем в назначенный час
Тем, что траурной музыкой Баха
Провожают товарищи нас.

Это кажется мне невозможным.
Все мне кажется - нет забытья!
Все я верю, как мачтам надежным,
И делам, и мечтам бытия.


Подобное заявление в условиях государственного атеизма само по себе было вызовом, но для Рубцова, искавшего истину, не это было главным - еще до службы на флоте будущий поэт познакомился с Библией, читал труды Гегеля, Канта, Аристотеля, Платона...

Зрелая лирика Николая Рубцова буквально пронизана насквозь данной темой, превратившейся в настойчивый мотив. Его лирический герой чувствует «смертную связь» с Родиной, видит «неспокойные тени умерших», покойную мать (ст-е « В горнице»), слышит «незримых певчих пенье хоровое» и воспринимает смерть как естественное продолжение жизни души:


И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая...
(«Над вечным покоем»)


Здесь нет самолюбования, позы, искусственности чувства, - есть совершенное понимание бессмертной сущности любви. Поэт так рад этому пониманию, что готов поделиться им со всеми: «Поверьте мне: я чист душою», «Я клянусь: душа моя чиста».

Незримое присутствие Бога ощущается в зрелых стихах Рубцова постоянно, в стихотворении «Русский огонёк» он говорит о Нем естественно и просто: «Дай Бог, дай Бог...» Лексика этого периода насыщена библеизмами и производными от них: «божество», «ангел», «молитвы», «крест», «светлая весть», «вечный покой», «дьявольская сила», «молитвенный обряд», «святая обитель», «небесный свет», «Божий храм», «свеча»... Его «скромный русский огонёк» горит «как добрая душа» - в православной традиции горящая свеча - символ краткости земной жизни.

Размышления о связи смерти и бессмертия в стихотворении «В святой обители природы» завершаются так:


И неизвестная могила
Под небеса уносит ум,
А там - полночные светила
Наводят много-много дум...


О содержании этих дум можно только догадываться - цензура не позволяла раскрывать такие темы глубоко. Впрочем, для Рубцова она не стала серьёзным препятствием, он использовал иносказание, подтекст, символику, и не прогадал: «Кто мне сказал, что надежды потеряны? / Кто это выдумал, друг?» А вот и прямое его заявление:


И думаю я - смейтесь иль
Не смейтесь -
Косьбой проворной на лугу
Согрет,
Что той, которой мы боимся, - смерти,
Как у цветов, у нас ведь тоже нет!
(«Ночь коротка. А жизнь, как ночь длинна...»)


В стихотворении «Видения на холме» поэт говорит о любви к России «навек, до вечного покоя» - явное православное миропонимание бессмертия. Рубцов подтверждает и известную евангельскую мысль («У Бога все живы»): «Здесь каждый славен - мёртвый и живой!» («Старая дорога»). Личный уход, считает поэт, - лишь часть общей нашей судьбы:


Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,
Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом...
(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»)


Характерное замечание лирического героя: «без грусти дойду до могилы», многократно повторённое в его поэзии, свидетельствует о силе веры, убеждения в том, что и в жизни, и в смерти есть свой высший смысл. Николай Рубцов, полагаясь на волю Божью, не боялся смерти - это подтверждает не только его философская лирика, но и стихи бытовые, шутливые, ироничные:


Слез не лей над кочкою болотной
Оттого, что слишком я горяч,
Вот умру - и стану я холодный,
Вот тогда, любимая, поплачь!
(«Слез не лей»)


Если бы цензоры по-настоящему вчитывались в некоторые «проходные» стихотворения Рубцова, то они пришли бы в ужас! Гомерический хохот вызывал у читателей стих о покорителях космоса:


Люди! Славьте во все голоса
Новый подвиг советских героев!
Скоро все улетим в небеса
И узнаем, что это такое...


Рубцовский шедевр «Философские стихи» полностью посвящен теме смерти и бессмертия. Начинается он с укора умирающему человеку, создавшему в жизни «ложный облик счастья», полный довольства и славы, а заканчивается отказом от осуждения: «Мы по одной дороге ходим все...», осознанием неизбежного собственного конца («Когда-нибудь ужасной будет ночь») и пониманием смерти как Божьей милости и даже счастья:


Но я пойду! И знаю наперед,
Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,
Кто все пройдет, когда душа ведет,
И выше счастья в жизни не бывает!


В сборниках «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970) пронзительно зазвучала трагическая тема - Николай Рубцов словно прощался с этим миром. Посмертные книги, составленные самим поэтом: «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976), в которых впервые были опубликованы многие неизвестные ранее стихотворения, еще более усилили это впечатление.

Предчувствие ухода ощущается во многих юношеских стихах Рубцова:


Неужели так сердце устало,
Что пора повернуть и уйти?
Мне ведь так ещё мало, так мало,
Даже нету ещё двадцати...
(«На душе соловьиною трелью...»)


Впервые фразу о своей смерти он легкомысленно, полушутя-полусерьезно обронил еще в 1954 году в Ташкенте, когда ему было всего 18 лет: «Да, умру я! И что ж такого...». Десятилетие спустя у Рубцова вырвалось страшное предсказание: «Когда-нибудь ужасной будет ночь». Думы о собственном конце преследовали его постоянно:


Замерзают мои георгины.
И последние ночи близки. (1967)

Родимая! Что еще будет
Со мною? Родная заря
Уж завтра меня не разбудит,
Играя в окне и горя. (1968)


В стихотворении "Зимняя ночь" (1969) то ли "черный человек", то ли сама смерть зовет поэта:


Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище,
Показавшись в полночном окне...


Здесь все серьезно. Все дышит предвестьем небытия - не только упоминание о кладбище, не только классический символ смерти - ночь, но и указание на ее непознанность и невозможность познания: «Есть какая-то вечная тайна / В этом жалобном плаче ночном». В "Элегии" (1970) чувствуется уже обреченность: «Отложу свою скудную пищу / И отправлюсь на вечный покой». И, наконец, указана дата:


Я умру в крещенские морозы...


Стихотворения, посвященные поэтам, также поднимают тему гибели («Сергей Есенин», «О Пушкине», Дуэль», «Памяти Анциферова», «Последняя ночь») но, что удивительно, в понимании Рубцова преждевременная смерть - это тоже Божья милость:


Уже давно,
Как в Божью милость,
Он молча верил
В смертный рок.
(«Дуэль»)


Пророческие видения как уже говорилось, появлялись в стихах Рубцова неоднократно, даже с указанием места:


Мое слово - верное,
Мои карты - козыри.
Моя смерть, наверное
На Телецком озере.


Но самым известным произведением из этого ряда стало стихотворение «Я умру в крещенские морозы...» На предсказание даты собственной гибели все обращают внимание - это, действительно, редчайший случай не только в русской, но и в мировой поэзии, - но содержание стихотворения на самом деле жизнеутверждающее: гроб разобьется, усопший встанет из могилы - совсем как в евангельском откровении! А концовка стихотворения и вовсе не оставляет никаких сомнений: «Я не верю вечности покоя!»

О духовных причинах гибели Николая Рубцова говорить сложно, да и вряд ли мы имеем на это право, но сам поэт оценивает свой жизненный путь весьма жёстко:


Почему мне так не повезло?
По ночам душе бывает страшно,
Оттого, что сам себе назло
Много лет провел я бесшабашно.


Еще одно предсказание смерти, причем в деталях, поражает:

Как жаль, что я умру
совсем бесславно,
А может, я с достоинством умру?


- Так и случилось, обстоятельства смерти поэта всегда будут вызывать вопросы.


Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова возникла не по прихоти автора, а по воле Божьей: «О чем писать? / На то не наша воля!» И относиться к его ранней смерти надо смиренно, по примеру самого поэта. Дело ведь не в том, сколько ты протянешь на этой земле, а в том, как ты проживешь, что оставишь людям:


Можно жить и лёжа на полатях,
Бить баклуши хоть до сотни лет.
Жизнь моя, промчись же,
Как торпедный катер,
Оставляя за собою
Бурный след!
(Н. Рубцов)

Виктор Бараков, член Союза писателей России, доктор филологических наук

Вологда

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/19/ya_lyublyu_sudbu_svoyu/
Опубликовано: 23.01.16 17:11 Рейтинг записи: 0
Страницы: [1]
Главная \ Форум Емецк ONLINE \ Общалка
Правила форума Участники Новые сообщения Поиск Войти на форум Регистрация

Свежие фотографии